Часто задаваемые вопросы
Вопрос - Ответ
1. Вопрос: Что такое опека и попечительство?
Ответ: опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
2. Вопрос: Что такое приемная семья?
Ответ: приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.
3. Вопрос: Что такое полное государственное обеспечение?
Ответ: полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
4. Вопрос: Кто может стать приемным родителем?
Ответ: приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
• лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
5. Вопрос: Какие дети могут быть переданы на воспитание в семью?
Ответ: На воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство) передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
• дети-сироты;
• дети, родители которых неизвестны;
• дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
• дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
• дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
6. Вопрос: Какого ребенка можно усыновить (удочерить)?
Ответ: На усыновление могут быть переданы дети:
• дети-сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;
• дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;
• ребенок-подкидыш;
• дети, родители которых неизвестны или признаны судом:
• безвестно отсутствующими;
• недееспособными;
• лишены родительских прав (в этом случае ребенок может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);
• по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет).
Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоятельств отвечает интересам детей.
Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
7. Вопрос: Необходимо ли согласие ребенка на передачу его в приемную семью (под опеку или попечительство)?
Ответ: Да. Передача ребенка в приемную семью (под опеку или попечительства), достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.
8. Вопрос: А как поступают в случаях, если у ребенка, передаваемого на воспитание в семью имеются еще братья и сестры?
Ответ: дети, находящиеся в родстве между собой, как правило передаются в одну замещающую семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам не могут воспитываться вместе.
9. Вопрос: Какова стоимость услуг, оказываемых вашим учреждением?
Ответ:Все услуги в ГКУ «Детский дом №6» оказываются бесплатно.
10. Вопрос: Как вести себя при первой встрече с ребенком?
Ответ: Во-первых, надо успокоиться. Это волнительный момент — встреча с возможным будущим членом семьи, однако не стоит позволять эмоциям сразу же «захлестывать с головой».
Вот несколько правил первой встречи:
- при опеке, попечительстве или усыновлении (удочерении)— надо приходить с супругом (при этом маленькие дети могут стесняться или опасаться взрослых мужчин из-за имеющегося отрицательного прошлого опыта);
- для встреч с ребенком в детском доме имеется отдельная комната. Воспитатель будет присутствовать первое время при Вашей встрече, пока ребенок не освоится;
- категорически нельзя обсуждать ребенка с сотрудниками в его присутствии, лучше перенести разговор на время «до» или «после» Вашего общения с ребенком;
- можно принести с собой мелкую игрушку, а вот про угощение необходимо уточнить заранее. Но все же лучше будет, если Вы в первое знакомство ничего не принесете, а посвятите время общению и играм с ребенком. Это поможет Вам и ребенку познакомиться именно с Вами, а не с Вашим подарком;
- если предстоит встреча с совсем маленьким ребенком, одежду лучше подбирать светлых тонов, без ярких деталей, высоких каблуков. Это поможет ребенку расслабиться и познакомиться с Вами, да и Вам будет удобнее играть с ребенком.
11. Вопрос: Разрешать ли ребенку общаться с биологическими родителями?
Ответ: Дети, переданные в детский дом в сознательном возрасте, помнят свою прежнюю семью. Если у них остались родные бабушки или дедушки, тети или дяди, они могут захотеть с ними видеться. В таком случае перед приемными родителями возникает дилемма – оградить ребенка от влияния биологических родственников или дать им возможность сохранять контакт. Прежде всего, приемным родителям необходимо навести справки о кровной семье ребенка: какие родственники у него есть, с кем он общается или хочет общаться. Существуют разные жизненные сценарии: например, мама ребенка находится в тюрьме, и из родственников у него осталась совершеннолетняя сестра-студентка, которая его навещает, но пока не имеет возможности оформить над ним опеку. Если их разлучить, ребенок может воспринять это, как трагедию и он не будет доверять своим новым родителям. В этой ситуации необходимо проконсультироваться со специалистами, пообщаться с сестрой усыновляемого (опекаемого, приемного) ребенка и обсудить план их общения и встреч.
Необходимо помнить, что любой приемный ребенок приходит к вам от своих родителей. И чем больше вы будете знать о его кровных родственниках, тем плодотворнее сможете построить работу по созданию для него новой семьи.
12. Вопрос: Как разговаривать с приемным ребенком, чтобы не было конфликтов?
Ответ: Мы можем говорить на одном языке, но плохо понимать друг друга. Для ребенка, переживавшего различные психологические травмы с раннего детства, очень важно принятие со стороны приемных родителей и других членов семьи. Чтобы показать ребенку, что Вы его принимаете, лучше всего и говорить с ним на так называемом языке принятия. Одну и ту же мысль можно выразить как на языке принятия, так и непринятия. Например, на языке принятия мы оцениваем поступок, а не личность ребенка: оценка поступка («мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («ты очень жадный мальчик»). Говорите с ним на «временном», а не на «постоянном» языке: временный язык («сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («у тебя никогда ничего не получается как следует»). На языке поз и жестов, с помощью улыбки, взглядов, интонации мы также сообщаем о принятии и непринятии ребенка. Рассмотрим часто встречающиеся ситуации нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого. Они создают для приемных родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети начинают выражать претензии, а мудрые родители должны вывести ситуацию из зоны конфликта.
13. Вопрос: Если все же случился конфликт, как его разрешать без обид?
Ответ: Нередко родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта и возможно лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, взрослым приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Но конфликт - это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой. Родители, проявляя активность своей позиции, как бы предлагают ребенку занять другую (противоположную), тем самым обучают его вести себя в конфликте определенным образом. Чем чаще родители проявляют сотрудничество (то есть, предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребенка, учитывают его позицию), тем больше вероятность, что ребенок будет вести себя подобным образом в других ситуациях, причем не только со своими родителями, но и с другими людьми. Если родители занимают подчиненную позицию, то есть все время идут на поводу у ребенка, потакая ему во всем, то, скорее всего, он будет ожидать того же и от других людей. Необоснованные претензии создают хорошую почву для развития конфликтной личности. Наоборот, подавляя волю и желания ребенка, трудно научить его отстаивать свои позиции, хотя иногда в такой ситуации дети начинают копировать поведение своих более старших членов семьи (не только родителей, но и братьев, сестер). Тогда мы имеем дело с людьми, готовыми конкурировать всегда и во всем.
14. Вопрос: Как родителям, имеющим кровных детей, сделать так, чтобы приемный ребенок не чувствовал себя чужим?
Ответ: Случаются провокации, когда ребенок пытается манипулировать вами. Наверное, стоит эмоционально не поддаваться, и каждый раз при возникновении конфликта спокойно отвечать: «Нет, я даю всем поровну. Ты мне родной, ты наш. Я тебя люблю так же, как всех остальных». Здесь нужна природная мудрость. Хочу отметить, что «детдомовцы» от природы сильные психологи. Их жизнь заставила быть такими. И с ними нужно иметь разум, все их особенности нужно знать. Сердце родителя должно быть открыто, и любовь в нем должна быть, но все должно быть разумно. Взять ребенка из детского дома – это, конечно, решение. Но нужно хорошо подумать, потому что это благое дело – очень непростое. Главное, чего нужно опасаться – это как не нанести еще большую травму ребенку.
15. Вопрос: Как быть с наказаниями приемного ребенка? Ведь они могут оттолкнуть его от приемных родителей. Ведь если не наказывать и все прощать, он может сесть на шею?
Ответ: Любви много не бывает. Но безнаказанность – это не любовь, а попустительство. Если наказывать справедливо, если спокойно объяснять за что – это не наносит травмы ребенку. Наказывать нужно за конкретный поступок, при этом не отвергать ребенка. Дети тонко чувствуют справедливость.
16. Вопрос: Говорят, все можно «покрыть» добротой. Но приемные дети на ласку часто отвечают еще большей агрессией. Слишком добрым тоже нельзя быть? Как найти середину?
Ответ: Во взаимоотношениях обязательно нужны рамки, особенно если ребенок агрессивен. Какие-то вещи нужно строго пресекать. Но при этом нужно всегда помнить, что ребенок в таком поведении не виноват. Скорее всего, виноваты люди, которые когда-то показали ему такой способ общения. Но даже их мы не должны винить. Какими бы плохими не были кровные родители – они ими останутся. Есть такой миф у приемных родителей: они часто думают, что заменят полностью родных маму и папу. Конечно, в чем-то они заменят их, но как бы то ни было, у любого ребенка есть родная мама, которая его родила. Он все равно ее любит. И совсем не надо в сердцах упрекать бывшего «детдомовца»: «Я тебя взяла, а ты, неблагодарный, так себя ведешь!» На самом деле, дети нам ничего не должны, и это надо твердо помнить. Ни в коем случае от них нельзя требовать любви к себе. Часто родители подвержены стереотипу: мол, сейчас я его, бедного, возьму, помогу ему, а потом он будет мне так благодарен, в старости обо мне позаботится. Однако жизнь сложнее наших планов. Никакой отдачи вообще может не быть, и нужно заранее быть к этому готовыми.
17. Вопрос: Как с помощью профессиональной помощи можно предотвратить отказ?
Ответ: Родителям нужно не бояться прибегать к помощи, быть открытыми! Часто беседа с психологом помогает найти верное решение. Самим порой очень сложно догадаться, что в какой ситуации делать. Во время прохождения курсов рассказывают, с какими проблемами может столкнуться родитель. И во время подобных занятий родители понимают хотя бы то, что все не просто. Бывают случаи, когда родители сами отказывались от идеи принятия ребенка, поскольку поняли, какой это ответственный и непростой шаг, это важный результат: если они вовремя поняли, что не могут взять на себя такую ответственность, это уже хорошо.
Раздел «Часто задаваемые вопросы"
Вопрос – ответ: «Утреннее пробуждение»
Вопрос: «Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение в собственном доме. Ребенок не хочет вставать, отказывается одеваться, просит еще минуточку полежать и т. д. Он так долго собирается, что приходится постоянно его подгонять. К тому времени, когда мы выходим из дома, я чувствую себя усталой и раздраженной. Есть ли выход из подобной ситуации»
Ответ: Утро — самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких приемов, а именно:
- Составьте распорядок дня и соблюдайте его! Уже через несколько дней утро перестанет приносить вам неприятности. Наберитесь терпения и первые две недели вставайте на 5-10 минут раньше необходимого времени. Потом вы отработаете ритуал пробуждения до автоматизма, и этот запас времени вам уже будет не нужен. Купите будильник для ребенка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой.
- Измените атмосферу пробуждения. Сделайте его радостным, заражайте детей оптимизмом. Включите яркий свет, радиоприемник, ходите по квартире, напевая бодрую мелодию.
- В спокойной обстановке обсудите с детьми те действия, которые им нужно выполнять каждое утро. Составьте схему или таблицу сборов. Используйте эту таблицу как напоминание для ребенка.
- 0чень полезно, если утреннее расписание ребенка будет включать небольшую работу по дому, что-нибудь нужное для всей семьи. Принести почту, накрыть на стол, полить цветы, насыпать корм кошке, покормить рыбок, порезать хлеб и т. д.
- Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого сообщите ему, сколько сейчас времени и когда он должен быть готов. «Сейчас 7.40, через десять минут ты должен (должна) закончить завтрак и идти одеваться».
- Установите срок для выполнения какого-нибудь промежуточного этапа сборов. Это может быть, например, завтрак в 8.00. Чтобы показать ребенку, что он еще не выполнил того, что нужно сделать до завтрака, используйте прием невербального напоминания — переверните тарелку, уберите прибор со стола, выключите телевизор и т. д.
- Постарайтесь как можно больше делать не утром, а вечером. Допустим, приготовить одежду, собрать портфель и убраться в комнате — лучше с вечера, тогда утром останется время на спокойное пробуждение.
- Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Научите его, а не показывайте, как это умеете делать вы. Есть большой соблазн для взрослых: быстро собрать портфель, надеть одежду, обуть, причесать, накормить и вытолкнуть за дверь. Но важен не результат, а опыт, который получает ребенок. Потратьте на выработку самостоятельности 15 минут в день, и вы получите результат длиною в жизнь.
Бывают обстоятельства, когда родители действительно вынуждены одевать ребенка, чтобы не опоздать на работу, в детский сад или в школу. Это вполне приемлемо, если вы проспали и действительно опаздываете. Однако подобные обстоятельства должны являться исключением, но ни в коем случае не правилом.
И главное: Не забывайте говорить друг другу: «Доброе утро!»
Вопрос – ответ: «Как отучить ребенка грызть ногти»
Вопрос: «Моей дочери 3 года. Мы взяли ее с братом из детского дома совсем маленькой (братику на тот момент было 5 лет). Во время просмотра телевизора, вне зависимости от того, что она смотрит, она постоянно грызет ногти. Замечания ей делать бесполезно; о красоте ухоженных рук тоже говорила ей, красила ей ногти бесцветным лаком, но все бесполезно. Не знаю, что и делать. Может быть, вы посоветуете, как избавиться от этой привычки?»
Ответ: Привычка грызть ногти очень распространена, причем не только среди детей, но и среди взрослых. Приблизительно около 1/3 детей в возрасте от 7 до 10 лет и ровно половина подростков грызут ногти. Принято считать, что причина возникновения данной дурной привычки — стресс. Часто дети грызут ногти, теребят волосы, дергают себя за ресницы или кусают губы, пытаясь снять нервное напряжение. В коем случае нельзя бить ребенка по рукам! Определите первоначальную причину возникновения стресса и попытайтесь ее устранить. Чаще гуляйте, посещайте бассейн, уделите время здоровью и правильному питанию ребенка. Выявите ситуацию, которая провоцирует эту вредную привычку, и постарайтесь либо устранить ее, либо изменить. Можно уменьшить время сидения ребенка перед телевизором, заменить просмотр телепередач походом в кино и т. д. Главное — изменяйте ситуацию, а не поведение ребенка.
Попробуйте заменить привычку грызть ногти другой привычкой. Предложите ребенку во время просмотра телепередачи заниматься еще какой-нибудь деятельностью, например, вязать, рисовать, собирать кубик-рубик, лепить из пластилина и т.д. Главное — руки должны быть заняты.
Если ребенок забылся и снова грызет ногти — не ругайте его! Спокойным и ласковым голосом сделайте замечание, положите руку на ладонь, похлопайте по плечу. Можно покрывать ногти специальным покрытием с горьким привкусом, которое выпускают для тех, кто грызет ногти. Приобрести этот лак можно в аптеках.
«Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливо, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы». Марк Твен
Вопрос – ответ: «Уборка игрушек»
Вопрос: «Я часто буквально сражаюсь с детьми за порядок в комнате. Сыну уже 5 лет, дочери – 6 лет, и я думаю, что такая обязанность, как убрать игрушки, уже вполне им по силам. Однако дети никак не хотят сами наводить порядок, и каждый раз приходится ругаться, прежде чем они начнут убирать за собой разбросанные повсюду игрушки. Есть ли возможность решить эту проблему?»
Ответ: Дети не рождаются аккуратными, это качество прививается им в процессе воспитания. Безусловно, в возрасте 5-6 лет ребенок уже обязан убирать на место игрушки после игры. Не стоит сердиться и расстраиваться, все дети проходят через период «хрюшек», другой вопрос, какой опыт они приобретают в процессе взросления. Вы учили малышей убираться? Вот несколько приемов, которые помогут вам решить эту проблему.
Не убирайте игрушки сами, только вместе. Это придется делать до школы. Аккуратность не бывает инстинктивной. Нужно учить ребенка ответственности. Не кричите, не оскорбляйте детей, если они не убрали в комнате. Молча посмотрите на детей и медленно, очень показательно, начинайте убирать сами. Потом попросите о помощи.
Выключите все, что может помешать работе (телевизор, компьютер), и включите магнитофон с бодрой музыкой. Пусть эта музыка будет сигналом к уборке.
Пообещайте детям, что после уборки пойдете в парк, в кино, в кафе и т. п. Пусть хотя бы иногда будет хорошая перспектива.
Скажите детям, что, если они не будут убираться сами, это будете делать вы, но тогда они не смогут играть в эти игрушки несколько дней (ровно столько, сколько каждому лет).
Не читайте нотаций, просто твердо следуйте тому, что сказали. Не бросайте слов на ветер.
Если дети не скучают без своих игрушек, вы можете обсудить с ними возможность отдать игрушки в детский сад или тому, кому они нужнее. Сделайте это обязательно, если придете с детьми к такому соглашению.
Не покупайте детям много игрушек. Ежемесячно делайте ревизию и удаляйте лишние игрушки.
Если вы покупаете детям игрушку, дайте им возможность самим заплатить хотя бы маленькую часть из карманных денег. Поверьте, отношение к игрушкам резко изменится, как только малыши израсходуют хотя бы 3 рубля из собственной копилки.
В среднем в зоне доступности одновременно должно находиться не более 10 игрушек. Если у вас больше, уберите часть в коробки и поставьте в недоступное место, через 2 недели вновь достаньте и поменяйте игрушки.
Разделите игрушки на группы: для улицы, для ванной, для кухни, для детской комнаты.
Выделите место для игры в каждой комнате. Приготовьте коробки для игрушек вместе с детьми и поставьте их на видном месте в детской. Позволяйте детям переносить коробку с игрушками из комнаты в комнату, но настаивайте на том, что они обязаны убрать коробку на место после окончания игры.
Есть такие виды игр, убирать которые не стоит вообще: шашки и шахматы. Научите детей играть в эти игры и оставляйте регулярно партию на столе для обдумывания. Чем старше будут дети, тем интереснее наблюдать за ходом игры. Иногда партии длятся неделями. Конструктор и пазлы следует держать в отдельных коробках и убирать сразу после окончания игры. Пазлы лучше наклеивать на плотный картон и вставлять в рамки. Со временем можно устраивать целые выставки самодельных работ. Скажите об этом детям, и они отнесутся к ним бережно.
Иногда в комнате детей можно найти совершенно неожиданные предметы: камни, пробки, веточки, фантики, пустые флакончики и т. д. Не спешите выбрасывать эти вещи. Выделите для мелочей отдельную коробку и только вместе с детьми перебирайте эти сокровища. Именно эти мелочи чаще всего бывают для них самыми ценными.
Вопрос – ответ: « Учеба в пятилетнем возрасте»
Вопрос: «Ребенку 5 лет. Как сделать, чтобы он хорошо учился в школе?»
Ответ: Замечательно, когда родители заранее готовятся к поступлению в школу. Уже в 5 лет вы можете заложить основу успешного обучения вашего ребенка в дальнейшем. Готовя сына или дочь к школе, следует обратить внимание на следующие моменты.
• Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше начинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что создаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адаптироваться к новым условиям. Но важно, чтобы ребенок не был перегружен, занятия с дошкольником должны проводиться в игровой форме.
• Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается с другими детьми, достаточно ли у него контактов, может ли он без стеснения выступить перед другими, умеет ли решать конфликтные ситуации со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Дети, не имеющие достаточного опыта общения до школы, при поступлении в первый класс могут испытывать трудности в налаживании отношений с одноклассниками, что непременно скажется и на учебе.
• К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано точное представление о том, что ему предстоит. Ориентируйте ребенка на то, что школа — это новый, интересный, увлекательный и важный этап в его жизни. Вместе поиграйте в школу, посмотрите детские фильмы про школьников, почитайте и обсудите рассказы о школьной жизни. Чтобы создать позитивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выберите красивые школьные принадлежности.
• Не забудьте о том, что будущему первокласснику важно иметь ц навыки регуляции своего поведения — умения выполнять инструкции, работать в группе, чередовать отдых с делом. Если ребенок недостаточно самостоятелен, привык к безграничному вниманию только к нему одному, его тоже ждут серьезные испытания. Обратите внимание на развитие навыков управления поведением еще до школы.
• Серьезно подойдите к выбору школы, в которую будет ходить ваш ребенок. Заранее познакомьтесь с учителем, узнайте отзывы других родителей, чьи дети уже ходят в эту школу.
• Посоветуйтесь с педагогом и психологом относительно того, школу с какой направленностью лучше выбрать, к чему у ребенка есть способности и склонности.
• Если есть возможность, запишите ребенка на занятия по подготовке к школе при выбранном вами учебном заведении. Это позволит будущему школьнику освоиться, познакомиться с ребятами и учителями. Он будет чувствовать себя намного комфортнее, когда пойдет в первый класс. А полученные навыки и знания помогут ему в обучении.
В первое время в школе для ребенка особенно важны ваша поддержка и заинтересованность. Больше хвалите его за успехи и прилежание, старайтесь по возможности избежать наказаний за неудачи. Лучше подбодрите ребенка, объясните ему сложное задание, помогите найти решение проблемы. Не ждите, что ваш первоклассник сразу начнет получать одни пятерки.
Самое главное, чтобы он с удовольствием ходил в школу и ему нравилась учеба.
Мой ребенок или Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания
Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие для решения своих проблем, но многие родители, низко оценивая подобные методы воспитания, все же их используют, не зная, каковы альтернативные способы урегулирования ситуации. Доказано, что телесные наказания со стороны родителей являются причиной заниженной самооценки и депрессии не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Так как же себя вести с непослушным ребенком?
1. Сохраняйте спокойствие
Если ваши нервы на пределе, не предпринимайте никаких действий и постарайтесь успокоиться. Часто причиной срыва является целый ряд стрессовых факторов. Постарайтесь отстраниться от ситуации и посчитать до десяти. Как только вы обретете самообладание, выход из ситуации станет очевидным.
2. Найдите время для себя
Если вы посвятите какое-то время чтению, прогулке, упражнениям или вашему хобби, вы будете вести себя более спокойно и выдержанно со своим ребенком.
3. Будьте доброжелательными, но требовательными
Если ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести себя должным образом, лучше воздержаться от телесных наказаний, привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.
4. Давайте ребенку возможность выбора
Если ребенок не слушается, опишите ему, какие меры вы готовы предпринять в ответ на плохое поведение с его стороны, дайте ему возможность самостоятельно выбрать между послушанием и возможным наказанием.
5. Пусть ребенок столкнется с последствиями своих действий
Если ребенок совершил проступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия, а не испытывать страх перед наказанием.
6. Давайте ребенку возможность достичь договоренности с вами
Если ваш ребенок нарушил договоренность, существующую между вами, следует обсудить с ним его поведение и ваши чувства в связи с этим, и постараться вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово впредь не поступать подобным образом, предложив ему возможность компенсировать подобный проступок конкретными положительными действиями.
7. Не вступайте в конфликт
Если ребенок пререкается, лучше не продолжать разговор в таком тоне. Спокойно скажите, что будете готовы поговорить с ребенком, как только он будет готов вести себя более уважительно.
8. Будьте доброжелательны, но тверды в своих требованиях
Вместо того чтобы ударить ребенка, когда он делает что-то, чего делать не должен, возьмите его на руки, отнесите в другую комнату и предложите заняться чем-нибудь другим. Иногда вам потребуется проделать это несколько раз.
9. Заранее предупредите ребенка о своих намерениях
Заранее предупредите ребенка о своем намерении прервать какие-либо его занятия. Тогда он сможет довести до конца начатое дело, и спокойно подчинится вашему требованию. Так вы избежите вспышек гнева, которые часто являются проявлением бессилия и следствием отсутствия у ребенка своевременной информации.
Проявления агрессии способствуют увеличению уровня насилия в обществе. Телесные наказания детей являются одной из форм агрессии, так как они негативно отражаются на уровне самооценки ребенка, уменьшая его настрой на конструктивное взаимодействие, вызывая протест. Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию.